Режим дня ребенка

Режим дня ребенка

Очень многих родителей волнует, какой распорядок дня должен быть у малыша. Когда его кормить, когда гулять, сколько раз в день малыш должен спать? Какой должен быть режим дня месячного ребенка, в 2, 3 или 6 месяцев, в год?

Как определить оптимальный режим дня для ребенка?

Научно доказано, что биологические внутренние часы функционируют даже у новорожденных детей, и уже с самого рождения детей можно разделить на «жаворонков» и «сов». Если настаивать на одинаковом режиме у всех детей, это может привести к крикам и негативному поведению ребенка при укладывании или пробуждении. Если ребенка заставлять соблюдать режим, который ему не подходит, могут появиться нарушения со стороны нервной системы, пищеварительной системы и т.д.

Лучше всего понаблюдать за ребенком в течение нескольких дней, тогда станет ясен его собственный режим, когда он ложится, когда бодрствует, после чего, родители могут при необходимости постепенно подкорректировать распорядок и режим дня малыша под себя. В этом случаи будет соблюдаться правильное формирование биологической и физиологической программы развития ребенка.

Что подразумевается под режимом дня ребенка?

В течение дня у малыша происходит чередование сна, приема пищи, прогулок на свежем воздухе, различных игр и проведение гигиенических мероприятий – это и есть режим дня ребенка. Если соблюдать эти мероприятия в определенном чередовании и последовательности, у малыша со временем сформируется привычка делать все эти мероприятия вовремя. Так, у грудных детей или режим дня месячного ребенка в основном связан с приемом пищи и сном.

Как сформировать режим малышу?

У ребенка в первые месяцы жизни отмечается довольно быстрый темп роста и развития организма, поэтому у него меняется потребность в кормлении и сне к 3-4 месяцам жизни и в 6 месяцев жизни. В это время происходит изменение числа снов, прогулок и кормлений.

При недомогании или усталости малыша, родители могут внести изменения в режим, например, раньше покормить или уложить спать. Для формирования правильного режима, необходимо соблюдать последовательность кормления ребенка, периодов сна и бодрствования. Сон должен предшествовать кормлению, а после периода сна и кормления ребенок обычно бодрствует. Если малыш засыпает после кормления, то проснувшись, он часто не чувствует сытости, плачет и просит есть раньше времени.

Сон малыша

Для нормального развития малыша, ему требуется полноценный сон. Перед сном исключите шумные игры. Переход ко сну лучше сделать постепенным, расскажите известную ребенку сказку, не рассказывайте новых, поскольку они могут произвести на малыша сильное впечатление. Перед сном придерживайтесь постоянной последовательности переодевания и гигиенических процедур. Создайте в комнате спокойную обстановку, так малыш быстрее уснет. Укладывайте ребенка примерно в одно и то же время.

Прогулка

В теплое время года, с ребенком первого полугодия жизни необходимо много гулять. Начинать прогулки с ребенком можно с 8-10 дня жизни, начиная с 25-30 минут, постепенно время прогулки нужно увеличивать, и в дальнейшем весь дневной сон ребенок может провести на улице. Гулять можно с малышом до температуры воздуха минус 15 градусов, если на улице холоднее, прогулку нужно отложить.

Питание ребенка

Детей первого месяца жизни допускается кормить по требованию грудным молоком, либо смесью, которую в каждом индивидуальном случае поможет подобрать педиатр. Средний суточный объем пищи ребенка первого месяца жизни — 500-650 мл. С двух месяцев жизни желательно переводить малыша на определенный режим, и кормить каждые три часа. Суточный объем кормления ребенка в 2 месяца 700-800 мл, в 3-4 месяца — 800-900 мл, старше 4,5 месяцев — 1000 мл. Если в час кормления ребенок отказывается от еды, его нельзя заставлять, обратитесь к врачу, чтоб выяснить причину отказа ребенка от кормления. С 4 месяцев можно вводить прикорм, в каждом индивидуальном случаи педиатр подберет прикорм ребенку, посоветует с чего лучше начать вводить прикорм, с каш или овощей.

Режим малыша

В первые три месяца жизни ребенка необходимо кормить каждые 3 часа, т.е. 6-7 раз в сутки. В дневное время ребенок должен спать по 1,5 часа примерно 3-4 раза, а в ночное время период сна составляет около 8 часов. В более старшем возрасте, в 5-6 месяцев жизни, кормить малыша нужно каждые 4 часа, т.е. получается 5 раз в день, дневной сон длится примерно 1,5 часа 3 раза, а ночной увеличивается до 10 часов. На прогулку можно выходить с ребенком как во время сна, и когда он бодрствует. 1-2 раза в день проводите гимнастику с малышом, в период бодрствования играйте и не забывайте про гигиенические процедуры.

Мельниченко Л.А., главный врач детской поликлиники «Маркушка».

После летних каникул многим детям приходится адаптироваться к новому распорядку дня. Летом ребята отступают от привычного режима, выбирая более продолжительный сон, долгие прогулки, отказываются от обеда и ложатся спать не по расписанию.

Соблюдение определенного распорядка в соответствии с возрастом способствует профилактике переутомления.

Распорядок дня — чередование умственного труда с отдыхом, физической активностью и выполнением повседневных задач.

Это необходимо для того, чтобы сил ребенка при дозированном распределении хватало на все виды деятельности. При этом сводится к минимуму утомляемость.

Один из наиболее важных результатов соблюдения режима дня — улучшение когнитивного развития. Под когнитивными навыками понимают основные навыки, которые мозг использует, чтобы думать, учиться, читать, запоминать, рассуждать, фокусировать внимание.

Когда у детей есть установленный и закрепившийся распорядок дня, они чувствуют себя комфортно и безопасно. Это помогает им более эффективно и спокойно справляться с задачами, а также со стрессовыми ситуациями.

Режим дня способствует формированию самостоятельности детей. Детям лучше знать порядок действий: что и зачем следует сделать в течение дня. Отработанный режим дня помогает ребенку контролировать ситуацию и быть самоорганизованным.

Распорядок также помогает детям выработать важные здоровые привычки — чистку зубов, подъем и засыпание приблизительно в одно и тоже время ежедневно.

Правильно организовать режим дня ребёнка возможно только с помощью взрослого.

Ниже приведены некоторые данные, ориентируясь на которые можно помочь ребёнку распланировать день:

Утро: установите постоянное время для подъема, помните, что детям нужно 9-10 часов сна каждую ночь, чтобы быть в лучшей форме, чистить зубы и успеть съесть здоровый завтрак.

Детям нужен отдых после школы, чтобы не произошло переутомления: выделите время для полноценного перекуса, сделайте небольшой перерыв для игр, а затем определенное количество времени для выполнения домашнего задания.

Первоклассникам организуйте дневной сон продолжительностью до 2 часов.

Сколько времени должен ребёнок проводить за компьютером и тратить на домашнее задание?

Рекомендуемое время на выполнение домашнего задания:

1 классы — 1 час

2-3 классы — 1,5 часа

4-5 классы — 2 часа

6-8 классы — 2,5 часа

9-11 классы — 3,5 часа

Работа за компьютером без перерыва или непрерывная работа, связанная с фиксацией взора непосредственно на экране на уроке не должна превышать:

1-4 классы — 15 минут

5-7 классы — 20 минут

8-9 классы — 25 минут

10-11 классы — 30 минут

Поручайте повседневные дела, соответствующие возрасту вашего ребенка, например помогать накрывать стол, кормить домашних животных и убирать в своей в спальне.

Обратите внимание на питание ребёнка. Оно должно быть регулярным (4-5 раз):

завтрак дома 7.30 – 8.00

горячий завтрак в школе 11.00 – 11.30

обед в школе 12:30-13:00 или дома 14.00 – 14.30

полдник 16.30 – 17.00

ужин 19.00 – 19.30

  • между приемами пищи должны быть промежутки не более 3,5 — 4 часов,
  • питание должно быть сбалансированное,
  • ребенок должен есть сидя за столом, медленно пережевывая пищу,
  • научите ребёнка отдавать предпочтение здоровой пище, игнорируя фастфуд, сладости и газированные напитки.

Помните про двигательную активность, она необходима ребенку для полноценного физического развития. Приветствуется любая двигательная активность: прогулки, игры на свежем воздухе.

Младший возраст: 3-3,5 часа в день

Старшеклассники: 2,5 часа в день

Одинаковое время отхода ко сну и достаточное количество часов сна каждую ночь очень важны для здорового развития мозга.

  • хорошо проветрите детскую спальню,
  • после 19 часов — спокойное время (ограничьте просмотр телевизора, гаджетов, прослушивание музыки в наушниках, любую эмоциональную деятельность),
  • сформируйте «ритуал» отхода ко сну: пусть дети принимают ванну / душ, выбирают одежду на следующий день, читают книгу,
  • обозначьте время отхода ко сну (в одно время каждый день)

Сколько должен спать ребенок?

1-4 класс — 10-10,5 часов

5-7 класс — 10,5 часов

8-9 класс — 9-9,5 часов

10-11 класс — 8-9 часов

Родители! Именно от вас зависит то, каким будет режим дня ребенка и будет ли он его соблюдать. Формируйте здоровые привычки уже в раннем возрасте. Это поможет вашему ребенку стать самостоятельным и стрессоустойчивым, а также без труда достигать поставленные цели.

Когда речь заходит о режиме дня ребенка, мнения родителей, педагогов и врачей расходятся.

Одни считают, что младенец — это личность, которую нельзя ограничивать и ставить в определенные рамки, другие придерживаются мнения, что маленькому человеку очень важен, если не режим, то хотя бы определенный ритм дня. Когда ребенку хорошо знакома последовательность «сон-бодрствование-кормление-прогулка», он спокоен и подсознательно готов к отдыху, игре или приему пищи. Кроме того, что режим полезен для малыша, он очень поможет маме планировать свои многочисленные дела.

Режим дня новорожденного — вещь довольно мифическая, да и неуместная. Малыш еще слишком мал. Его главная потребность — много спать, хорошо есть и общаться с самыми близкими членами семьи. Большую часть времени, до 20 часов в сутки, младенец спит. Кормление грудничков происходит по требованию. Детей на искусственном вскармливании обычно сразу приучают к 3-часовому интервалу в кормлении — для переваривания смеси требуется больше времени, чем для молока. Начиная с 10 дня жизни, с малышом рекомендуют выходить на прогулку. Купать новорожденного лучше перед вечерним кормлением.

К 6–8 неделе жизни у младенца формируется ритм питания и сна (у каждого свой) и маме становится легче организовать новую жизнь. Хотя режим дня ребенка в 2–3 месяца все еще очень гибкий. Многие мамы жалуются, что в этом возрасте малыши путают день с ночью. Частая причина этого — нехватка впечатлений, которые ребенок получает днем. Не укладывайте его спать сразу после кормления — он с гораздо большим удовольствием поиграет и пообщается с вами. Не забывайте гулять, совмещайте прогулки со сном — это хорошая привычка. Регулярно занимайтесь физическими упражнениями, принимайте ванны приблизительно в одно и то же время.

Режим дня ребенка в 4 месяца становится уже более четким, а в 5 месяцев он обычно полностью закрепляется. В это время ночной сон малыша длится 8-10 часов. Днем можно спать 3 раза по 2 часа. Не жалейте будить дневного «соню» — малышу нужно помогать выработать ритм. Исключение составляют периоды, когда ребенок нездоров или у него режутся зубки. В это время уделяйте малышу как можно больше заботы и любви, отодвинув все режимы на второй план. В остальном же играйте, гуляйте и купайтесь в сложившемся ритме — малыш все будет делать с удовольствием.

В 6 месяцев помимо длительного ночного сна ребенок должен по-прежнему трижды спать днем. Каждое бодрствование полезно начинать с гигиенических процедур — таким образом вы заложите полезную привычку на всю жизнь. Гулять лучше всего дважды, проводите на улице хотя бы 2 часа, а во время дневного сна, если позволяет погода, открывайте окна.

Примерный режим дня 7-, 8-, 9-месячного ребенка мало чем отличается от более раннего возраста. Разве что в это время некоторые детки уже готовы перейти на два дневных сна. Если малыш активен, весел и хорошо себя чувствует, не укладывайте его третий раз насильно. Больше играйте, общайтесь с ребенком и вовремя укладывайте маленького «первопроходца» спать.

Сложившийся к 1 году режим дня педиатры рекомендуют сохранять примерно до трех лет — возраста, когда многие малыши идут в детский сад. К этому моменту родителям нужно максимально приблизить режим к тому, что будет у малыша в садике. И соблюдать его не только в будни, но и в выходные.

С началом нового учебного года школьникам снова предстоит справляться с многочисленными нагрузками. Соблюдение режима дня очень важно в повседневной жизни ребенка, поскольку правильно организованный распорядок дисциплинирует ребенка, помогает ему быть собранным и активным в течение всего дня. Особенно это актуально для первоклассников, так как помогает им привыкать к новой жизни и правильно сочетать отдых и учёбу.

Режим дня детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы:

1. Правильное питание. В режиме дня должно быть организовано питание не менее 4-5 раз в день с интервалами между приемами пищи не более 3,5-4 часов. Рацион должен быть сбалансирован по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов. Следует избегать острого, жареного, колбас, фаст-фуда, газированных напитков.

2. Организация сна.Должно быть определено точное время подъема и отхода ребенка ко сну. При организации сна необходимо учитывать возрастные нормы суточной потребности детей во сне: для детей 6-7 лет — 11 часов; 8-9 лет — 11-10,5 часов; 10 лет – 10,5-10 часов; 11-12 лет — 10-9 часов; 13-14 лет – 9,5-9 часов; 15 лет и старше – 9-8,5 часов. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью 2 часа. Подъем детей после ночного сна рекомендуется проводить не ранее 7 часов утра. Отход ко сну детям младшего школьного возраста рекомендуется организовать не позднее 21-00 ч., детям среднего и старшего школьного возраста в 22.00 — 22.30 ч. Полезно хорошо проветривать помещение перед сном

3. Личная гигиена и утренняя гимнастика. После ночного сна в режиме дня должна быть предусмотрена утренняя зарядка продолжительностью не менее 15 минут. Личная гигиена детей должна включать в себя утренний и вечерний туалет (в том числе чистка зубов), мытье рук перед едой и по мере необходимости. Утренний туалет в режиме дня предусматривается не менее 20 минут, который рекомендуется совмещать с закаливающими процедурами.

  • для обучающихся 1-х классов — не должен превышать 4 уроков;
  • для обучающихся 2-4 классов — не более 5 уроков;
  • для обучающихся 5-6 классов не более 6 уроков;
  • для обучающихся 7-11 классов — не более 7 уроков.

Важно правильно организовать рабочее место школьника в образовательной организации и дома. Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур.

Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку.

Занимаясь в таких условиях, ребёнок будет меньше уставать. Кроме того, правильно подобранная мебель — один из важных факторов предупреждения нарушений осанки. Контроль соответствия мебели росту ребёнка следует проводить не реже 2 раз в год.

  • для учащихся 1-4-х классов — 15 мин.;
  • для учащихся 5-7-х классов — 20 мин;
  • для учащихся 8-11-х классов — 25 мин.

Нормы работы за компьютером и выполнения уроков: 2-3 классы – 1,5 часа, 4-5 – 2 часа, 6-8 классы – 2,5 часа, 9-11 классы – 3,5 часа.

5.Приготовление домашних заданий. Для обучающихся затраты времени на подготовку уроков не должны превышать: во 2 — 3 классах — 1,5 часа; в 4 — 5 классах — 2 часа; в 6 — 8 классах — 2,5 часа; в 9 — 11 классах — до 3,5 часа. Между учебными занятиями и началом приготовления домашнего задания должен быть предусмотрен перерыв 2-2,5 часа для отдыха, прогулки. Обучение в 1-м классе проводится без домашних заданий.

6. Отдых с максимальным пребыванием на открытом воздухе. В режиме дня двигательная активность должна составлять для младших школьников — до 50% дневного времени (3-3,5 часа в день), а для старших школьников — до 30% (2,5 часа в день).

Правильное планирование дня — основное требование современного мира. Чтобы все успевать, не переутомляться, сохранить психическое и физическое здоровье, необходимо научиться строить рабочий график, или распорядок дня. Формировать такую привычку психологи и педагоги рекомендуют с раннего возраста — с начала учебной деятельности.

Что такое режим дня, хорошо знают дети, которые посещали детский сад. Благодаря такому расписанию их жизнь была четко организована. Когда они стали школьниками, ситуация изменилась. Теперь каждый должен иметь собственный ежедневный распорядок.

Начало школьной жизни сопровождается серьезными психологическими, интеллектуальными и эмоциональными нагрузками. Пройти этап адаптации к школе, научиться распределять время для учебы, отдыха и хобби поможет распорядок дня школьника.

Важно не просто заставить ребенка следовать плану, разработанному родителями, а научить его, как составить режим дня. Это в дальнейшем сослужит хорошую службу: школьник научится контролировать время, станет более дисциплинированным и ответственным. Правильный распорядок сохранит здоровье ребенка, убережет его психику от чрезмерных перегрузок, стрессов.

Режим дня школьников младших классов.

Главное требования режима дня — четкое соблюдение баланса между сном, учебой и отдыхом. Родителям школьника младших классов следует знать, что:

  • Полноценный сон ребенка в возрасте 6–10 лет должен составлять не менее 10 часов.

Количество приемов пищи младшим школьником 4–5 раз, а перерыв между ними — 2 часа.

  • На отдых и свободное время отведите до 3,5 часов.

Это время, которое ребенок проводит в спокойной атмосфере, без телевизора и книг. Лучше всего потратить его на прогулку на свежем воздухе или на дневной сон. Это поможет восстановить нервную систему, отдохнуть от школьного шума и суматохи.

  • Игра на компьютере или планшете.

Современный ребенок неотделим от гаджетов. Ему придется выполнять некоторые задания на компьютере. Поэтому учтите, что младший школьник на это может потратить до 1,5 часов, делая каждые 15 минут перерыв.

  • Выполнение домашнего задания не должно превышать 1–2 часов.

В методических распоряжениях указано, что для каждого возраста есть рекомендованный временной промежуток для выполнения школьных заданий дома. Первоклассникам, согласно санитарным нормам, домашней работы вообще не должны задавать, а ученикам 2–4-х классов отведено для этих целей до 2 часов.

По факту же все выглядит по-другому. Дети готовят задания дома независимо от возраста и класса. Учителя задают внеклассное чтение, поделки, исследования и проекты. Все это занимает время.

Обычное прописывание букв и цифр у первоклассников может затянуться надолго из-за физиологических особенностей строения кисти. Заучивание стиха, чтение раздела в книге, рисование или лепка — те учебные задания, которые за 20 минут не выполнишь. Поэтому настройте ребенка на то, что 1,5–2 часа ежедневно он потратит на домашние задания.

Важное значение имеет подготовка к школе. Она экономит время сборов утром. Что включает этот этап:

  1. Подготовку школьной формы.
  2. Наполнение ранца нужными тетрадями и учебниками.

Эти моменты следует учесть, когда составляете режим дня младшего школьника, а также учащихся средней и старшей школы.

Режим дня школьника 5–9 классов

Режим дня для школьника средних классов изменяется по мере взросления ребенка. С каждым годом время пребывания ребенка в школе увеличивается, а время для отдыха и развлечений уменьшается. Средний школьный возраст — непростой этап взросления детей. Он совпадает с переходным периодом.

Пубертат — это серьезная гормональная, физиологическая и психическая перестройка организма. Дети становятся раздражительными, быстро утомляются, испытывают постоянный стресс, плохо спят. У многих наблюдается повышенное давление (особенно у мальчиков) или гипотония, болезненность при росте мышц и костей. К этому добавьте огромную интеллектуальную нагрузку в школе и поймете, почему у детей происходят нервные срывы и появляется множество хронических болезней.

Один из способов преодолеть этот период с наименьшими потерями для здоровья ребенка — правильно организовать его время, наладить режим учебы и отдыха. Школьник уже достаточно взрослый, чтобы совместно с родителями или по их подсказкам оптимизировать свой день.

Вот что следует учесть, составляя режим для ученика или ученицы средней школы (11–15 лет):

  • На ночной сон отводится не меньше 10,5 часов для 11-13 лет и 9–9,5 для детей 13–15 лет.

За час до сна отложите гаджеты, выключить компьютер и телевизор. Свет экрана влияет на мозговую активность и замедляет выработку мелатонина — гормона сна. Поэтому дети могут просыпаться уставшими, спать беспокойно.

  • Соблюдайте четырехразовое питание (три основных приема пищи и один перекус).

Практика показывает, что на завтрак, обед и ужин ребенок старше 11 лет тратит в среднем до 20 минут, а на перекус — 10 минут. Перерыв между приемами пищи не должен превышать 2,5–3 часов. Учитывайте это в расписании.

  • Выполнение домашнего задания не должно превышать 2,5 часов для учащихся 5–7 классов и 3,5 — для 8-го и 9-го класса.
  • Увеличивается время, которое ребенок может провести за компьютером: дети 11–13 лет могут пользоваться гаджетами 2–2,5 часа, прерываясь для отдыха каждый 20 минут, а для подростков 14-ти и 15-ти лет рекомендованы 3 часа с интервалом в 25 минут.
  • На отдых, который включает прогулки на свежем воздухе или дневной сон, отведите 2 часа. В эту категорию можете включить и занятия в секциях.

Разрабатывая график дня для учащегося средней школы, примите во внимание сменность обучения в школе.

Особенности обучения во вторую смену.

Если у ребенка режим дня со второй сменой, тогда первая половина дня (до 13:00) — это:

  • подъем и гигиенические процедуры в 6:30;
  • завтрак;
  • подготовка домашнего задания (с 7:30 до 10:00–11:00);
  • личное время и подготовка к школе (до 12:00);
  • обед до 12:30.

С 13:00 до 18:00 ребенок находится в школе. По возвращении у него остается время, чтобы поужинать и прогуляться на свежем воздухе перед сном (19:00–21:00). Не позднее 22:00 он должен оказаться в постели.

Примите такой регламент дня как ориентир для составления индивидуального графика для школьника-подростка.

Режим дня школьника старших классов

Стрессовая нагрузка в старших классах возрастает. Сложный подростковый период с гормональными всплесками практически пройден, но наступает ответственный момент выбора профессии и подготовки к сдаче выпускных, участия во вступительной компании.

Теперь для старшеклассника, как никогда ранее, важен распорядок дня. Это организовывает и дисциплинирует юношей и девушек, помогает им распланировать время для учебы, общения с друзьями и отдыха. Освоив такие приемы тайм-менеджмента, позднее они легко справятся с вызовами взрослой жизни.

Покажите сыну или дочери, как можно оптимизировать время, создав режим дня. При его составлении учитывайте такие нюансы:

Режим дня ребенка

Как научить младенца не путать день и ночь? Рассказывает главный специалист неонатолог страны.

После возвращения из роддома режим сна, бодрствования и кормления ребенок выстраивает сам. Как помочь малышу подстроиться под образ жизни взрослых и научить его не путать день и ночь? Рассказывает Елена Байбарина, главный специалист неонатолог Минздрава России.

Режим дня ребенка

После возвращения домой вам предстоит постоянное общение с вашим малышом, необходимо научиться за ним ухаживать, выработать режим дня, который способствовал бы его нормальному развитию и был удобен для вас. В первые дни после выписки из родильного дома не пугайтесь количества прибавившихся дел и обязанностей. У вас все получится, вы все успеете сделать, и постепенно новый ритм жизни станет для вас привычный.

Кормление наиболее важное событие в режиме дня. Постарайтесь придерживаться определенного времени, но не очень четко. Ребенок, высасывающий достаточное количество молока, спокойно выдерживает интервалы между кормлениями и обычно спит в это время. Но если вы почувствуете, что ребенок высосал мало молока, быстро устал при сосании и уснул, можете кормить его раньше. Если ребенок голоден, он проснется раньше часа кормления и даст о себе знать плачем.

Если малыш высасывает достаточное для него количество молока и просыпается с плачем между кормлениями, значит причина беспокойства малыша не в голоде. У него может болеть животик, он хочет пить или ему не хватает вашего внимания. Дайте ему соску-пустышку, успокойте, не бойтесь лишний раз взять его на руки и прижать к себе, приласкать. Перед кормлением обязательно выкладывайте ребенка на животик, делайте ему воздушные ванны, легкий массаж, гимнастику. Во время бодрствования малыша общайтесь с ним, разговаривайте, носите на руках, или просто посидите около него.

Купайте ребенка перед вечерним кормлением. Сытый и выкупанный малыш будет хорошо спать.

Важное место в режиме дня ребенка занимает пребывание на свежем воздухе. На первую прогулку в холодное время года (не ниже 10 гр.) вынести ребенка на свежий воздух на 20-30 мин. Затем на следующий день прибавьте еще 10-15 мин. Постепенно увеличивая время прогулки, вы доведете его до 2-3 часов в день. По возможности гуляйте с ребенком 2 раза в день по 1 часу или по 1,5 часа (например, после 12 часового кормления и перед 18 часовым). Утром и вечером, когда температура низкая гулять необязательно. Но если ребенок адаптировался к холодной погоде и мама уверена, что не замерзнет, можно отправляться на прогулку в любое удобное для вас время. Летом старайтесь гулять с ребенком не менее 3-х часов в день. В жаркие дни бывайте там, где есть тень: в парке, лесу, скверике. Предпочтительнее выходить с утра и после 16 часов. Новорожденные на улице, как правило, спят.

Сколько времени необходимо малышу на сон, предоставьте решать ему самому. Ребенок сам удовлетворит свои потребности в сне. Одни дети спят много (практически от кормления до кормления), другие меньше, некоторые вечером вообще не могут уснуть. Если ребенок не уснул после очередного кормления, он активен, не капризничает, не стоит качать на руках, носить по комнате в попытках уложить его спать. Положите малыша в кроватку и предоставьте его на некоторое время самому себе. Он может уснуть самостоятельно, или » попросит» вас помочь ему заснуть позже. В режиме дня нет жестких границ и обязательных требований. Многое зависит от ситуации и терпения мамы.

День ото дня малыш взрослеет: его взгляд становится более осмысленным, а движения — уверенными. Еженедельно в арсенале появляется какой-то новый навык. Развитие ребенка набирает сумасшедшие обороты. Но, наблюдая на видео в интернете или на детской площадке других детей — ровесников своего, мамы и папы замечают, что все карапузы разные, поэтому и вопросы о нормах звучат от родителей все чаще.

Физическое развитие

Нельзя точно сказать, сколько весит ребенок в этом возрасте, и каким должен быть его рост. Большое значение имеют исходные данные, то есть вес и длина тела при рождении.

Ребенок 8 месяцев уже не набирает вес так стремительно, как раньше. Средняя прибавка в этот период составляет 300–500 граммов, а рост увеличивается на 1–3 см. Если родителям кажется, что вес и рост их малыша не соответствуют нормам, можно проверить их по таблицам Всемирной организации здравоохранения (англ. WHO, ВОЗ) и Центра по контролю заболеваний и профилактики (англ. CDC, ЦКЗ). Благодаря им можно проанализировать прибавки своего ребенка и самостоятельно построить график, после чего сравнить его с усредненными значениями и допустимым диапазоном. Лайфхак: существует несколько бесплатных приложений для смартфонов, в которых можно отмечать рост и вес ребенка каждый месяц, строить диаграмму и получившиеся значения сравнивать с данными международных организаций.

Что умеет ребенок к 8 месяцам?

Это удивительный возраст для ребенка, потому что его развитие ускоряется до немыслимых скоростей!

Большинство детей к 8 месяцам уже сидят (кто-то с поддержкой, кто-то самостоятельно). Многие активно учатся ползать — некоторые дети вначале осваивают ползание «по-пластунски», т.е. не отрывая таз и колени от поверхности пола, и лишь потом — «на четвереньках», когда мышцы готовы поднять корпус над полом. Это также является вариантом нормального развития. Иногда малыш в этом возрасте даже встает у опоры!

Однако не стоит забывать, что сроки освоения навыков колеблются в широких пределах. ВОЗ разработало специальное «окно» достижений для шести главных вех моторного развития, которое рассказывает об определенных временных диапазонах для приобретения новых умений. И врачебное сообщество единогласно во мнении, что форсировать моторное развитие не нужно: каждый навык будет появляться в тот момент, когда ребенок будет к этому готов.

Помимо прочего начинается активное развитие мелкой моторики. Ребенок уже может держать в своих ручках бутылочку или поильник, ложку (после того, как мама или папа покажут, как это сделать), пробует кушать прикорм руками.

Раннее речевое развитие ребенка 8 месяцев

8 месяцев — самое время для появления лепета: малыш начинает говорить слоги «ма-ма-ма», «па-па-па»; реагирует на обращение других людей к нему различными голосовыми реакциями. Речь имеет интонацию, окрашена эмоционально. Иногда кажется, будто ребенок разговаривает с вами.

Также дети понимают все больше и больше обращенной к ним речи. Например, в этом возрасте они способны понимать слова «да» и «нет» (и даже при этом махать головой).

Социально-эмоциональное развитие детей 8 месяцев

В 8 месяцев дети начинают переживать кризис сепарации: малыш осознает, что способен на многое, и даже пытается проявить самостоятельность, однако страх разлучиться с мамой — куда сильнее. Поэтому многие родители замечают, что дети становятся более плаксивыми, требуют больше тактильного и эмоционального контакта. Если раньше они с легкостью могли пойти на контакт с малознакомым человеком, то теперь попытки взять малыша на руки могут обернуться истерикой.

И да, теперь, если спросить у ребенка, где его мама или папа, он с уверенностью переведет на них взгляд.

Питание мальчиков и девочек 8 месяцев

По-прежнему основой рациона малыша остается грудное молоко или его заменитель — адаптированная молочная смесь. Но помимо этого в жизни ребенка появляется все больше продуктов прикорма. Суть введения прикорма — знакомство с новыми вкусами и текстурами, визуализация еды (до этого он не видел молоко, которое кушал), приобщение ребенка к столу его семьи и полная замена в будущем молока или смеси. К этому моменту дети чаще всего уже знакомы с овощами, кашами и мясным пюре. К 8–9 месяцам в рацион можно добавлять вареный желток и кисломолочные продукты — творог или кефир.

Кроме того, 8 месяцев — оптимальный возраст для введения прикорма в виде кусочков. Начинать следует с небольших «кубиков» размером не более 0,5*0,5 см мягкой консистенции (к примеру, кабачок), чтобы ребенок смог раскусить его деснами в случае чего. Не забывайте, что введение «кусочков» — важный этап в развитии малыша! Эксперты считают: если не сделать этого до 12 месяцев, жевательный рефлекс начнет угасать.

Режим дня и уход

К 8 месяцем ритм дня ребенка становится все более предсказуемым. С некоторыми детьми возможно даже планировать день по часам.

К этому возрасту практически все дети уже перешли на два дневных сна (в сумме 2–3 часа). Время бодрствования увеличивается до 3–3,5 часов. В первую половину дня рекомендуется оттачивать приобретенные навыки, больше проводить времени на свежем воздухе, заниматься гимнастикой, ходить в бассейн. После обеда стоит перейти на более спокойный режим: прогулки в коляске, пролистывание книг, пальчиковые игры, «напитывание» ребенка общением с мамой и папой.

Для легкого и быстрого отхода ко сну консультанты рекомендуют вводить специальные ритуалы — последовательность действий, которая предшествует укладыванию. Такой прием будет давать сигнал малышу, что скоро нужно будет укладываться спать, т.е. обеспечивает предсказуемость для ребенка. Это очень важно для психики маленького человека. Несколько правил для «работающего» ритуала: действия должны быть одинаковыми изо дня в день, в одной и той же очередности; он должен нравиться ребенку и расслаблять его (т.е. если ваш малыш любит легкий массаж или колыбельные, можно ввести это в ритуал, а если нет, если это будет злить его, возбуждать — лучше придумать что-нибудь другое); не занимать слишком много времени — не более 15 минут.

Уход за восьмимесячным ребенком особых изменений пока не претерпел: регулярное подмывание и купание малыша остаются неизменными. У многих детей к этому моменту уже появляются первые молочные зубки. Поэтому важно тщательно следить за ними — чистить утром и вечером.

Существуют так называемые «красные флаги развития» — признаки, наличие которых требует более внимательного наблюдения за малышом. Поводом показать ребенка 8 месяцев врачу будут: маленький или слишком большой вес, отсутствие переворотов, нежелание сидеть; отсутствие вокализации и смеха в ответ на обращение к ребенку.

Как взрослые могут помочь развитию ребенка 8–9 месяцев?

обращайте внимание на реакции ребенка в отношении новых людей и мест;

описывайте вслух предметы, которыми играет ребенок («Это красный круглый мяч»);

проговаривайте эмоции, которые может испытывать малыш в данную минуту («Ты сейчас расстроен, потому что твоя игрушка упала и испачкалась, и ты не можешь с ней играть»);

повторяйте вслух звуки, которые издает ребенок;

будьте рядом, когда ребенок пробует ползти или вставать — ему необходимо чувствовать присутствие мамы или папы.

Ссылка на основную публикацию