Ребенок ворует деньги у родителей советы психолога

Ребенок ворует деньги у родителей советы психолога

Если родители замечают, что их ребенок ворует и украл определенную вещь, то они сразу же впадают в настоящую панику. У них создается ощущение, что они плохо воспитывали его и в скором времени ситуация еще больше ухудшится. На самом деле, большинство детей хотя бы один раз (на манер взрослого), но украли. И этому существует несколько причин, почему так происходит.

Каждый родитель должен понимать, у ребенка нет понятия «чужое» и «мое». И если ему что-то хочется, он может не осознавать, почему этого получить нельзя. Однако детское воровство является нормой только до 5 лет, после они начинают осознавать свои поступки. нести ответственность данное действие переходит в стадию воровства.

Почему ребенок ворует?

Существует 6 основных причин того, почему ребенок ворует:

1. Кража из личных побуждений, убеждений и понятий

Кража из личных побуждений проявляется чаще всего. К примеру, ребенок хочет сделать подарок своим родителям или друзьям. Но, где он возьмет деньги, чтобы купить подарок? В его голове и рождается логичное убеждение – вещь можно взять самостоятельно. А если он ее берет с благими намерениями, что в этом страшного? Если это происходит, родителям не нужно ругаться на ребенка и сердится, а нужно спокойно сесть с ним и объяснить ему, что такое хорошо, а что такое плохо.

2. Очень хочется иметь то, чего нет

Когда ребенку очень хочется иметь то, чего нет, является упущением в обучении со стороны родителей. Ребенок должен в любом возрасте осознавать то, что если он чего-то хочет, об этом нужно попросить и не нужно воровать. Есть мое, а есть твое и здесь речь уже идет о психологических границах.

Если родители не могут подарить ему определенную вещь, то он попытается взять ее самостоятельно. Такая же ситуация может наблюдаться в общественных магазинах, когда дети начинают активно тянуть конфеты себе в карманы.

3. Понравилась необычная вещь, но родители не хотят ее приобрести

У детей есть собственное мнение на окружающий их мир, они видят вещи, которые могут показать их определенный статус. А разве взрослым не хочется выделяться среди серой массы? Вот так поступают и дети, ведь если у кого-то игрушка есть, а у них нет, значит, ее нужно получить самостоятельно.

4. Подражание друзьям, слияние с коллективом

Когда дети попадают в плохую компанию, то — это уже настоящая проблема. Их новые друзья могут научить ребенка воровать, обманывать или оскорблять более слабых. В обществе всегда притупляется чувство ответственности за собственные действия когда идет симбиотическое слияние с коллективом или значимым человеком, поэтому дети перестают осознавать опасность собственных деяний и начинают подражать. Если это происходит и вы не знаете, как с этим поступить, звоните мне и мы с вами это обсудим.

5. Месть, проявление агрессии в отношении какого либо

В качестве мести дети воруют не так часто, но такой вариант также возможен. Как правило, кража происходит только у обидчика. Осуществляя воровство в таком случае, ребенок начинает ощущать собственную силу и превосходство. Ответственность уходит на второй план, задача – расстроить оппонента и проявить агрессию. Если украсть не получается, а агрессии уже накопилось достаточно для выхода ее наружу то — это может привести к драке или иному физическому воздействию.

6. Потеря самоконтроля или нарушения восприятия реальности

У детей также могут быть стрессовые ситуации. Поэтому они могут делать необдуманные вещи, включая кражу различных вещей. Похожим образом поступают и взрослые люди. Причин стресса у ребенка может быть несколько, важно оценить всю серьезность и уже после этого принимать решение.

Что делать если ребенок ворует?

Главное, что должен сделать каждый родитель – не спешить с выводами, а проконсультироваться сначало у специалиста: воспитателя, педагога, психолога. Важно все тщательно обдумать и не предпринимать поспешных решений. Дети в большинстве случаев не осознают серьезность воровства и своего поступка, а этот факт следует учитывать.

Изначально каждый родитель должен понимать, что делать нельзя:

  1. Не стоит угрожать. Когда некоторые родители узнают о краже, они начинают пугать своего ребенка тюрьмой или полицией. Зачем лишний раз его шокировать и подвергать стрессу, который после может выльется в аллергию или другое психосоматическое заболевание.
  2. Не стоит вешать «штампы». Родители в порыве собственной злости могут говорить: «Уголовник», «Мой ребенок такое бы не сделал, ты ужасен» и многое другое. Дети воспринимают штампы реально, у них нет понятия «шуточное» или «временное» выражение.
  3. Не стоит сравнивать своего ребенка с соседским. Зачем начинать сравнения с другими детьми, ведь это может начать его угнетать с новой силой.
  4. Ни в коем случае нельзя отчитывать ребенка при свидетелях, проявлять к нему агрессию и повышать голос.

Каждый родитель в первую очередь должен быть психологически стрессоустойчивым. Нужно научиться тактично объяснять ребенку, почему чужие вещи брать нельзя, а воровать в магазине это неправильно. Стоит показывать явные примеры собственными поступками в собственной семье. Можно разделить с ребенком игрушки, вещи, территорию — это твое, а это мое. На личном опыте дети быстрее усваивают информацию и начинают понимать, что можно делать, а чего нельзя.

Если ребенок во время разговора начинает переживать, не нужно на него давить, ему необходима психологическая поддержка. Когда он поймет серьезность совершенного поступка после объяснений, он может начать переживать. Большинство родителей не понимают, что дети всегда принимают все близко к своему сердцу и даже шутливая фраза может нанести сильнейшее психологическое потрясение. В данном случае я всегда рекомендую родителям психологическую консультацию, для исследования, того или иного факта воровства.

А после психологической поддержки ребенка, стоит подумать о том, как можно исправить ситуацию в будущем. Можно предложить ребенку отдать собственную игрушку или заплатить за нее деньгами, которые были подарены на день рождения. Возможно, хватит простых извинений. Ребенок должен начать чувствовать собственную ответственность за действия, которые он выполняет, именно это и является главной целью любого обучения.

Советы психолога родителям если ваш ребенок ворует

Если ваш ребенок ворует или взял нужную ему вещь без спроса, значит он не смог справиться со своими внутренними желаниями и у него возник эмоциональный дефицит. Возможно, у вашего ребенка не хватило элементарных знаний, самоконтроля или он был в стрессе. А это значит, что он нуждается в психологической помощи и поддержке.

Решить данную проблему можно одним из способом: ребенку помогут занятия с психологом или второй вариант вам, как родителю стоит прийти ко мне на психологическую консультацию, а если вы живете в ином городе и не можете приехать ко мне в психологический центр на Цветном бульваре, то возможна консультация с психологом онлайн.

Ей дают деньги на карманные расходы, но она попалась, когда проверяла кошельки у одноклассников. Почему подростки воруют и что с этим делать — рассказывает психолог Вера Медведева .

Ребенок ворует деньги у родителей советы психолога

На приеме девочка тринадцати лет, которая недавно перешла в другую школу. Видеокамеры зафиксировали, как девочка зашла в пустой класс и вытащила деньги из нескольких ранцев. Семья обеспеченная. Папа — начальник производства, мама — экономист. Девочке ни в чем не отказывают, дают карманные деньги, причем сумма в кошельке у нее обычно больше той, что она украла. Папа и мама не могут понять, почему это произошло. Когда девочку спрашивают, почему она это сделала, она говорит: «Я думала, что это никто не заметит».

Почему дети воруют? Какие причины толкают подростка на воровство

Первый вопрос, который задают полицейские, — дают ли родители карманные деньги. Понятно, когда воруют дети из неблагополучных семей, малообеспеченных, детдомовцы.

Если деньги у подростка есть, причины воровать могут быть следующие:

1 Подросток не знает слово «нельзя», путает свое и чужое. То есть у него не сформированы нормы морали и поведения, возможно, он даже избалован.

2 Не может себя контролировать, совершает импульсивные поступки. Очень хотелось есть, кошелек забыл дома, решил «одолжить денег у окружающих. Не подумал, к чему это может привести. Инфантильность.

3 Привлекает к себе внимание, хочет о чем-то сказать семье. Ребенок может воровать деньги назло родителям, отчиму или мачехе, которые обижают. Так подросток может реагировать на неблагоприятную атмосферу в семье, на эмоциональную холодность окружающих.

4 Хочет «купить» дружбу, расположить к себе группу детей, к которой хочет принадлежать. У подростков на первый план по значимости выходят сверстники, им важно признание, включенность в группу. Родители как значимые фигуры отходят на второй план.

5 Ищет острых ощущений, адреналина, приключений. В некоторых подростках очень сильно желание противостоять обществу, его нормам и морали. Таким образом часто «развлекаются» дети из очень обеспеченных семей, «золотая молодежь».

6 Переживает из-за разницы в достатке, стоимости вещей, наличии дорогих гаджетов (классовые различия). «Что это у него все есть, а у меня нет? Я ничуть не хуже, а может еще и лучше, чем он!»

7 Испытывает ревность, гнев, хочет отомстить.

После разговора с девочкой выяснилось, что воровство в ее случае оказалось желанием попасть в группу подростков из обеспеченных семей. Чтобы попасть в эту группу, нужно было совершить асоциальный поступок. Девочка не знала, что в школе установили камеры, и пошла на воровство. Ей было стыдно, что все открылось, что ее назвали воровкой.

Я спросила: «Было бы тебе стыдно, если бы это все осталось в тайне?» Она ответила, что нет.

Что делать родителям, если ребенок ворует. Как отучить ребенка воровать?

Во-первых, нужно быть на стороне ребенка, потому что вы его опора и поддержка в любом случае. Будьте рядом, чтобы он это чувствовал.

Не стоит кричать, ставить клеймо и обзываться («воровка!»). Лучше разобраться в ситуации: какие мотивы были у ребенка? Можно обратиться к психологу, который поможет посмотреть на ситуацию со стороны, подскажет, что делать дальше.

Не нужно пытаться «замять» ситуацию, скрыть. Ребенку должно быть стыдно, он должен понять последствия своего поступка, чтобы такое больше не повторилось и не привело к еще худшим последствиям. Иногда одних разговоров и увещеваний мало, ребенок должен «прожить» ситуацию, испытать на себе весь этот гнев, осуждение, чувство вины и стыда.

Родители девочки тоже побеседовали с психологом. Когда они узнали о группе подростков в школе, они перевели девочку в другую школу. Мама поняла, что слишком идеализировала дочку, поведение девочки могло быть протестным, потому что ребенку сложно быть все время идеальным. Родители поняли, что их стиль воспитания был слишком опекающим, они многое решали за ребенка. Они не видели за созданным образом личность, с ее желаниями, ее потребностями.

С девочкой мы обсуждали ценности, самооценку, дружбу и любовь. Придумывали разные способы, как можно стать интересной для сверстников более экологичными способами.

Что делать, чтобы не допустить воровство. Как объяснить ребенку, что воровать нельзя?

Разбираться с учителями, другими родителями или даже полицейскими — сомнительное удовольствие, поэтому всегда стоит позаботиться о «профилактике».

  1. Разговаривать с подростком о морали и нравственности, о том, что такое хорошо и что такое плохо.
  2. Объяснить, что у каждой вещи есть хозяин, и недопустимо брать чужие вещи без спросу.
  3. Рассказать об уголовной ответственности с 14 лет, что такое тюрьма, какие люди там живут и как проводят время.
  4. Обсудить, что украденная чужая вещь не принесет такой радости и удовольствия — пользоваться ей можно будет только тайком.
  5. Понять чувства другого человека, поставить себя на место того, у кого украли вещь или деньги. Что он чувствует? Что чувствовал ты, когда такое случилось с тобой?

Что делать, если ребенок ворует деньги у родителей: советы психолога

Если подросток без спросу берет деньги у родителей, это и сама по себе нездоровая ситуация, и первый шаг к чему-то более серьезному.

Почему подросток это делает:

  • Он берет деньги, потому что считает их своими
  • Решает свои проблемы. Родители отказались дать денег, не разобравшись, но проблема осталась, поэтому он решил взять сам
  • Компенсирует недостаток внимания и заботы от родителей, считает, что они ему должны

Вдобавок ко всему вышеперечисленному, важно объяснить, что подросток не может брать без спроса деньги даже у родителей. Не стоит искушать подростка — деньги не должны валяться по всему дому.

Чтобы гарантированно решить проблему, нужно понять, почему ребенок врет, изворачивается, берет деньги втихаря? Может он живет в слишком жестких рамках? Ему не с кем поделиться проблемами и переживаниями? Если наладить диалог не получается, не забывайте подключать психолога.

Что делать, если ребенок ворует деньги у родителей, как отучить

Деньги являются неотъемлемой частью жизни современного человека. Они уходят на оплату коммунальных услуг, развлечений, удовольствий, еды и много другого, то есть являются нашими постоянными спутниками. Это привело к тому, что у детей еще в раннем возрасте начинает формироваться ошибочное мнение — удовольствие и другие радости можно достичь только с их помощью. На них мама может ему приобрести игрушку, шоколадку и мороженное, сводить в парк, цирк и прочие развлечения. Чтобы заработать деньги, родителям приходится трудиться изо дня в день, затрачивать много сил, а ребенка оставлять на попечение бабушке или отводить в детский садик. Малыш вполне осознает, что денежные средства играют важную роль и дарят радость.

Что делать если ребенок ворует деньги у родителей. В норме ребенок осознает, что деньги нужны для покупки вкусных и полезных продуктов, одежды, игрушек

Почему дети воруют? Однозначный ответ дать невозможно. Воровство среди детей – довольно распространенная проблема, с которой многим приходилось иметь дело. Практически каждый из нас хотя бы раз в жизни брал что-то чужое, однако это не повод думать, что из ребенка вырастет вор и мошенник. Насторожиться необходимо только в том случае, если после разоблачения и проведенной беседы малыш все равно не перестал заниматься воровством.

Если вы почувствовали, что не справляетесь с возникшей ситуацией и не можете отучить малыша воровать, не затягивайте обращение за помощью к психологу. Он поможет выявить причины проблемы и подскажет методы решения.

Дети в возрасте 3-х лет уже достаточно хорошо понимают значение слов «мое» и «чужое», поэтому если ваш кроха взял чужую вещь или деньги, не думайте, что он не осознает, что они ему не принадлежат. Он все прекрасно понимает. С другой стороны, дети младшего возраста пока еще не способны оценить свой поступок, то есть они не осознают, что поступили в данном случае нехорошо. Они просто берут, что им хочется. Дети младшего возраста не могут представить себя на месте того, у кого они что-то позаимствовали. Они действуют согласно правилу: «Я захотел и взял».

В младшем возрасте ребенок просто берет то, что ему хочется, но при этом не очень задумывается о наказании или чувствах других людей

Что делать родителям дошкольника?

1.Не ругайте его. Ни в коем случае нельзя называть малыша вором, а совершенный поступок воровством. Необходимо с ребенком спокойно побеседовать. Если он взял игрушку у другого малыша, объясните ему, что тому ребенку очень плохо без этой игрушки, он не может заснуть. Что же нам сделать, чтобы ее вернуть назад? Придумайте, каким образом вы это сможете сделать.

2. Если кроха взял без спроса у вас деньги, не ругайте его. Выведайте у него, почему он так поступил и куда хотел их потратить? Скажите, что можете купить что-то вместе. Если окажется, что малыш собирался приобрести что-то не для себя – это хороший признак. Объясните ему, что лучший подарок – это подарок, который сделан своими руками. Пусть он поймет, что радость далеко не всегда можно доставить с помощью денег. Внушайте ему это, пока он еще маленький — в будущем малыш не станет повторять таких ошибок.

3. По возможности уделяйте ребенку как можно больше времени. Пусть он ощущает вашу любовь и заботу. Не нужно «подкупать» малыша, ни в чем ему не отказывать и покупать все, что он только пожелает. Такое проявление не доказывает вашу любовь, и дети это прекрасно ощущают. Стараясь заменить заботу и внимание дорогими подарками, вы тем самым подталкиваете ребенка совершать неправильные поступки в будущем.

4.Бывают ситуации, когда кроха упорно врет, что он взял что-то чужое. Сначала убедитесь, что это действительно совершил он. Если этот факт подтвердится, то ваша главная проблема в данном случае — не воровство, а ложь. Попробуйте объяснить малышу, что лгать нехорошо. Важно, чтобы он увидел ваше огорчение, но ругать его не стоит. Дети хорошо чувствуют, в каком настроении пребывает их мама. Важно не упустить момент и вовремя начать приучать детей быть честными, тогда проблема воровства в будущем вас не коснется.

Что делать если ребенок ворует деньги у родителей. Если ребенок соврал, нотации могут только усугубить положение — лучше просто показать ему, что родители расстроены

Во время посещения детского сада дети набираются знаний о социальном порядке и характерных взаимоотношениях между членами семьи – это время, когда в семье царит близость. Когда ребенок достигает возраста 6-8 лет, он приобретает чувство некой независимости от семьи и проявляет повышенную ответственность за самого себя.

Общие причины воровства

К частым причинам относят:

1. Малыш не имеет друзей — чтобы заслужить внимание сверстников, он покупает сладости и небольшие подарки. В таком случае необходимо с ребенком провести беседу о дружбе. Дайте ему понять, что дружба должна быть бескорыстной. Пусть он почувствует, что самый верный и настоящий друг для него – это вы. Можете устроить небольшой праздник, пригласив домой его одноклассников. Ребенок будет увереннее в себе, так как родители будут находиться рядом.

2.У ребенка было желание приобрести некую вещь, которую родители отказались ему купить. Малыш просто осуществил свое желание другим способом. В таком случае советуют не исполнять все капризы ребенка. Однако если малыш очень сильно чего-то желает, и вы можете себе это позволить – уступите ему. Не обязательно покупать ему, что он желает. Можете предложить ему другие способы достижения цели — например, помочь что-то сделать маме или получить хорошие отметки в школе. Объясните малышу, что он может сам заслужить эту награду. 3. Родители не дают ребенку деньги на карманные расходы. Малыш видит, как его сверстники получают от родителей некоторую сумму и ему тоже хочется их иметь. В принципе, если у ребенка будут карманные деньги, это позволит ему с детства, научиться с ними обращаться. Такое доверие способствует развитию ответственности, рациональности и самостоятельности. Когда вы имеете свои собственные деньги, возникает желание сэкономить, накопить, что оказывает положительное влияние на экономическое воспитание. По совету психологов, все же лучше дать ребенку немного финансов, причем их количество не имеет значения. Главное, малыш будет знать, что ему доверяют и у него есть свой капитал.

4.Ребенок подвергается шантажу или вымоганию денег. Это не лучшая ситуация, с которой не связаны личные качества малыша. Часто старшие сверстника угрожают и вымогают деньги у более слабых малышей. Напуганный ребенок выходит из ситуации, украв деньги у родителей. В таком случае не пытайтесь наказать ребенка, ведь он жертва, а не преступник.

Причин, по которым ребенок может воровать деньги в семье, бывает несколько. Малыш младшего школьного возраста может просто захотеть какую-то игрушку. Если у него нет четких правил, что можно дома брать без спросу, а что нельзя, то разовое действие сложно считать воровством. Иное дело подросток, желающий самоутвердится в среде сверстников за счет родительских денег. Он совершает проступок осознанно, здесь есть проблема, но она решаема, если с ребенком честно обсуждать доходы, говорить, сколько родители могут ему выделить карманных денег.

Настройтесь на многоэтапную работу. После одной беседы ваш ребенок не станет идеальным. Всегда спрашивайте, нужны ли ему карманные деньги. Не переживайте, что он станет покупать все подряд, свои деньги дети тратят бережно. Выдавайте определенную сумму ежедневно или через день. Обсудите его потребности и запланируйте совместные крупные покупки. Если подросток мечтает о дорогой вещи, покупка которой сокрушит ваш бюджет, попробуйте предложить ему что-то похожее по более низкой цене. Если вы можете купить вещь, не нужно приобретать ее на следующий день. Это будет выглядеть непедагогично: куплю все, что захочешь, только не воруй. Запланируйте эту покупку на ближайшее время. Расскажите о приоритетных тратах: на лекарство, ремонт машины, на продукты. Дайте ему почувствовать себя взрослым, посоветуйтесь с ним.

Помимо инфантильного сознания и подросткового стремления самоутвердиться, существует еще одна причина воровства, касающаяся детей разного возраста, – недостаток родительского внимания. В этом случае кража является криком о помощи, способом привлечь к себе внимание. Психологи говорят, что чаще всего такая проблема возникает в новых семьях, образовавшихся после разводов, или там, где родились младшие брат или сестра.

Как бороться с воровством?

Прояснить момент кражи нужно в максимально спокойной обстановке. Не называйте ребенка вором, просто констатируйте факт. Покажите, что вас это очень огорчило, но не нужно истерик и обличающей патетики: «Ты нас опозорил!».
В случае воровства ребенком денег у родителей, психологи рекомендуют:

  • не проявляйте агрессию, спрашивая, брал ли он деньги и зачем;
  • не угрожайте ребенку страшными карами, если он не признает свою вину;
  • не обсуждайте проблему при посторонних людях;
  • не драматизируйте ситуацию, обращаясь к ребенку с риторическими вопросами: «Как ты мог, ведь ты же мой сын?»;
  • не сравнивайте провинившегося с другими детьми, это совсем раздавит подростка;
  • не стоит приводить в пример папу и маму, которые в таком возрасте подумать не могли о краже;
  • никаких физических наказаний, только осмысление факта воровства через беседы;
  • не нужно напоминать об этом проступке через какое-то время. Если ситуацию разобрали, то она уже в прошлом, не нужно закреплять этот пример в сознании сына или дочери дополнительно;
  • прежде чем обвинять ребенка в воровстве денег у родителей, нужно установить границы его собственности;
  • знайте, что воровство детей может быть реакцией на семейные неурядицы, ошибки, допущенные при воспитании.
  • соблюдайте договоренность о выдаче карманных денег;
  • никогда не говорите о знакомых, что они воровали всю жизнь и живут припеваючи. Вы этим поощряете саму идею воровства.

Старайтесь постоянно общаться с ребенком, чтобы понимать, что он хочет, чем живут его друзья, какими гаджетами или игрушками пользуются. Нужно по возможности удовлетворять разумные потребности детей, особенно подростков. Они ранимы, импульсивны и непредсказуемы. Если не можете совершить покупку сейчас, перенесите ее, но сроки оговорите конкретные.

Если факт воровства повторяется, обращайтесь в центр психологической поддержки «Инсайт». Сделайте шаг к формированию здоровой личности своего сына или дочери – свяжитесь с нами и запишитесь на консультацию прямо сейчас!

Настоящее потрясение — узнать, что твоего сына или дочь уличили в воровстве, или обнаружить признаки подозрительного поведения самому. В службу Детского телефона доверия 88002000122 позвонила мама подростка и рассказала такую историю:

«Недавно я стала замечать у сына (12 лет) чужие вещи. То слайм новый принесет из школы, то футболку, которую я не покупала, в стирку бросит. На мой вопрос: «Чье это?» — отвечает: «Мое. Ты просто забыла» или «Я это купил на карманные деньги». А я точно знаю, что это ложь. Обычно, если сын что-то себе приобретает – то сразу показывает. Вчера учительница вызывала в школу. У детей в классе стали пропадать вещи, и, возможно, это ворует мой сын. Тогда я вспомнила, что на днях и сама не досчиталась денег в кошельке, подумала, что потеряла их в магазине. Не знаю, что делать. Как мне поговорить с сыном? Почему он это делает? Мы ведь все ему покупаем…».

Почему дети начинают воровать?

Причины воровства в подростковом возрасте могут быть самые разные:

· Нарушением правил ребенок добивается родительского внимания

· Запретные вещи — курение, употребление алкоголя и воровство — дают ребенку чувство превосходства и ложное ощущение «Я – взрослый, делаю, что хочу, и никто мне не указ»

· Подростки проверяют границы допустимого. И если кража не раскрывается или игнорируется взрослыми, то такое поведение закрепляется

· Подростку не покупают вещей, которые котируются среди его сверстников, он ищет способ получить желаемую вещь, чтобы быть принятым в стаю

· Подросток может пойти на кражу, чтобы похвастаться своей лихостью, выделиться, так как порой не знает, как это сделать по-другому

Как реагировать, если Вы узнали о воровстве?

Постарайтесь успокоиться и подготовиться к серьезному разговору с ребенком. Пока вы не узнаете причину поступка, ругать ребенка не только бесполезно, но и рискованно. Если воровство — форма протеста, то вы только усугубите ситуацию. Первостепенная задача — понять ребенка, ведь он может не осознавать, что толкнуло его на такие поступки. Устранение причины сделает воровство для ребенка ненужным.

Озвучьте факт воровства

«Мне сегодня звонили из школы. У твоего одноклассника на физкультуре пропала футболка. Надо вернуть ее. («Я не брал».) Я видела ее у тебя. Если не вернешь, мне придется самой передать ее или компенсировать потерю». Скажите о своих чувствах, о своем стыде и разочаровании. Важно, чтобы вы говорили спокойно и уверенно, без обвинений и ругани.

Разберитесь с мотивацией поступка

Серьезно и спокойно сообщите, что понимаете, насколько ему некомфортно сейчас, когда все вскрылось, и что вам важно понять, зачем он сделал это. Обсудите следующее:

— Как давно это началось?

— Что подтолкнуло на кражу в первый раз, и что снова?

— Что изменилось после того, как эти вещи оказались у него в руках (в его уверенности в себе, в общении с ребятами)?

— Спросите, как изменятся, на его взгляд, отношения с ребятами и учителями в школе? Чем может обернуться эта ситуация для него?

Из того, что скажет ваш ребенок в ответ на эти вопросы, будет понятно, какая потребность за этим скрыта.

Обсудите последствия

Дайте понять, что воровство имеет множество негативных последствий, и сильно осложняет жизнь не только тому, кто совершил проступок, но и всей его семье. Расскажите о подмоченной репутации, об отношениях с ребятами, о том, что его теперь вряд ли пригласят домой на дни рождения, ему не будут доверять и т. д.

Расскажите о юридических последствиях воровства для подростка и о наказании — кража может изменить всю жизнь человека. Все зависит от степени серьезности проступка.

Подарок для вора

Поговорите об исправлении ситуации. Договоритесь с подростком, что он вернет все, что взял. Обсудите, как он сделает это, и как объяснит свой поступок ребятам. Например, что перепутал футболки, забыл об этом, а когда объявили о краже — испугался. Обязательно нужно извиниться, но если есть возможность, то лучше помочь ребенку представить случившееся, как недоразумение, чтобы избежать травли.

В романе В. Гюго рассказывается о том, как один человек украл несколько серебряных предметов у священника, предоставившего ему кров и пищу. Жандармы привели вора в дом священнослужителя, чтобы удостовериться, что обнаруженные у него ценности были, как он утверждал, подарены. Священник подтвердил его слова. Это «дарение» драгоценного серебра оказалось для героя романа причиной добродетельного образа жизни в дальнейшем. Возможно, ваша помощь в этой сложной для ребенка ситуации и то, что вы, несмотря ни на что, остаетесь на его стороне, поможет ему осознать свой поступок и не повторять его в дальнейшем.

Придумайте наказание

Очень сложно выбрать наказание, которое поможет подростку сделать правильные выводы, а не заставит чувствовать себя униженным. Если ребенок взял у вас деньги ради наживы, то это повод лишить его карманных денег, дать дополнительную нагрузку по дому и ограничить в развлечениях, чтобы показать цену деньгам. Если он хотел показать себя крутым перед ребятами и делал это «на слабо», то имеет смысл помочь ему понять, как по-другому себя проявить.

Минимизируйте соблазны, которые могут подтолкнуть ребенка к некрасивому поступку. Если проблема воровства присутствует у вас в доме, убедитесь, что вы не способствуете этому, оставляя деньги или ценные вещи без присмотра. Запирайте ящики, в которых хранятся ценные вещи на ключ, по возможности, храните деньги на банковских картах. Если воровство ребенка пока не стало достоянием общественности, то имеет смысл, не называя настоящей проблемы, поднять вопрос безопасности хранения личных вещей в школе, например, организовать запирающиеся шкафчики.

Помните, зачастую воровство – это способ получить внимание. Пусть и таким странным способом. Проанализируйте, после каких ситуаций вы больше всего внимания уделяете ребенку. Если только после его проступков, то воровство будет трудно изжить. Почти все, что крадут дети, они могут получить другим способом, но для этого нужно проявить честность, самостоятельность, ответственность и т.д. Чаще отмечайте, хвалите и закрепляйте все детские достижения, давайте больше именно позитивного внимания. И особенно важно максимально поддержать ребенка в момент исправления его некрасивых поступков. А если Вам сложно найти нужные слова — специалисты Детского телефона доверия всегда на связи (Детский телефон доверия 88002000122).

Ребенок ворует деньги у родителей советы психолога

По мнению психологов, одной из наиболее распространенных причин детского воровства является желание детей обладать теми вещами, которых у них нет. Чтобы узнать, что заставляет ребенка брать чужие вещи, родителям стоит понять, что делает их чадо с украденными вещами или игрушками. Если предмет никак не используется, ребенок, скорее всего, завладел им из принципа: «Если у меня нет, то и у других пусть не будет». Но если малыш играет с ним, мотивы его поступка очевидны – это стремление обладать желанной вещью. Если ребенок демонстрирует украденное родителям или воспитателям в детском саду, то, скорее всего, он делает это с целью привлечь внимание окружающих к себе и своим переживаниям.

Психологические причины детского воровства очень разнообразны. Если приемный ребенок находился в среде, где воровство было распространенным явлением, у него, возможно, уже был опыт совершения краж. Яркие ощущения, полученные во время удачной кражи, закрепляются в подсознании, в результате воровство становится опасной и «трудноизлечимой» привычкой.

Приемных родителей волнует вопрос наследственности и ее влияния на развитие и характер ребенка. Что думают по этому поводу прохожие, вы узнаете, посмотрев передачу из цикла «Народное мнение».

Во многих случаях воровство детей – это своеобразная проверка границ дозволенного. Находясь в приемной семье, ребенок может намеренно совершать плохие поступки, желая выяснить, готовы ли новые родители любить и прощать его при любых обстоятельствах.

Наиболее распространенные причины воровства у детей

Причины воровства могут различаться в зависимости от возраста ребенка. Маленькие дети чаще всего воруют потому, что не знают, где проходят границы «своего» и «чужого». В то время как подростки делают это вполне осознанно, особенно, если их шантажируют сверстники, или, попав в плохую компанию.

Детские психологи выделяют несколько основных причины воровства среди детей:

  • сильное желание завладеть понравившейся вещью, зачастую вопреки голосу совести;
  • серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка, вызванная стремлением самоутвердиться;
  • желание привлечь к себе внимание других людей, убедив их в своей смелости, ловкости, «крутизне»;
  • месть сверстникам, братьям и сестрам, родителям;
  • недостаток развития нравственных и волевых качеств;
  • болезненная зависимость (клептомания).

Как реагировать на первое воровство ребенка

Специалисты разделяют детское воровство на два вида – «острое» и «хроническое».

«Острое» воровство – это первый случай подобного поведения. Родителям важно не поддаваться эмоциям, не начинать скандал и тем более не клеймить ребенка «преступником, которого посадят в тюрьму». Взрослым стоит установить четкий запрет на подобные действия, объяснив чаду, что это плохо и не разрешается никому: ни детям, ни взрослым, а затем выяснить их причины.

Предложите ребенку подумать, как будет чувствовать себя владелец вещи, лишившись ее. Возможно, он захочет воспользоваться ею, а нужного предмета не окажется под рукой. Как бы ребенок почувствовал себя на его месте? Скорее всего, расстроился бы или даже заплакал. Если воровство произошло в магазине – объясните своему чаду, что за пропажу товара несут ответственность работники заведения. На них наложат денежный штраф, и они не смогут что-то купить – себе или своим детям.

Также ребенка стоит научить нести ответственность за свои действия и поступки. Предложите ему самому вернуть украденное и извиниться. Не стоит просить его сделать это в присутствии большого количества людей. Разумнее задействовать только конкретных участников конфликта.

Если ребенок взял деньги, объясните ему, что это не просто бумажки. Любые деньги надо заработать. В этом случае детские психологи предлагают применить следующий психологический прием – записать на листочек сумму, украденную ребенком, и прикрепить его на видном месте. По мере выполнения им полезных дел – помощь по дому, выполненное поручение – эта сумма должна уменьшаться. Важно, чтобы это был процесс не одного дня. Ребенку стоит уяснить, что искупить вину за плохой поступок бывает очень непросто.

Как отучить ребенка воровать

«Хроническое» воровство подразумевает периодическое повторение одних и тех же поступков. В этом случае бороться нужно с причинами явления, а не с его последствиями. Ребенку не хватает острых ощущений? Запишите его в спортивную секцию или театральный кружок. Он хочет выделиться перед одноклассниками? Поделитесь с ним своим опытом по завоеванию авторитета другими способами – талантом, хорошими оценками или юмором.

Не стоит шантажировать ребенка. Вариант «если ты еще раз так сделаешь – я перестану тебя любить» неприемлем. Объясните своему чаду, что воровать плохо, акцентируя его внимание на том, что воровство – дурной поступок и теперь ребенку придется исправлять его последствия. Помните, что «гена воровства» не существует. А те люди, которые считают, что привычка к воровству неизлечима, скорее всего, никогда не пытались разобраться в этой проблеме.

7 шагов, которые нужно пройти, если ребенок украл

  1. Прежде всего, выразите отрицательную оценку подобным действиям ребенка.
  2. Наложите запрет на использование украденной вещи в любом качестве.
  3. Расскажите ребенку, какие переживания он наносит человеку, у которого что-то крадет.
  4. Научитесь спокойно реагировать на его стремление взять что-то чужое (например, случайно найденный на улице или забытый кем-то в транспорте предмет).
  5. Старайтесь по возможности исключать ситуации, провоцирующие детское воровство. Деньги, драгоценности, ценные вещи должны находиться в не доступном для ребенка месте.
  6. Продемонстрируйте ребенку готовность оказывать ему поддержку. Убедите его, что совершенный им поступок не влечет за собой лишения родительской любви, но не устраняет необходимости исправления самим ребенком совершенного им проступка.
  7. Постарайтесь понять, в чем причина воровства. Возможно, с этим связана какая-то проблема. Например, с ребенка кто-то требует возврат долга. Разделите с ребенком ответственность и помогите выйти из трудной жизненной ситуации.

О том, как снизить уровень тревожности у детей трех-шести лет и научить их управлять своими эмоциями, рассказывает психолог портала «Я-родитель».

Елена Кононова

Я – родитель предлагает родителям пройти тест и узнать, готова ли ваша семья к появлению ребенка из детского дома

Здравствуйте, сыну 12 лет, этим летом стал воровать деньги у родителей, как выяснилось в дальнейшем для покупки телефона. Стоит отметить, что хороший сенсорный телефон у него уже был, правда мы его отобрали с условием, что при положительной учебе и поведении вернем. Но он решил, что проще украсть деньги и купить себе другой. В школе завал, поведение и успеваемость на нуле. Пытались влиять и кнутом и пряником, ничего не помогает. Ходит на две секции каратэ и хип-хоп. Занят каждый вечер по будням. После воровства поставили условие, что если наладится учеба и поведение то 28 октября поедет в Москву на соревнования по танцам. Вроде бы согласился, но через три дня опять получили жалобу от преподавателя на неудовлетворительное поведение на уроке. Учителям дерзит, на замечания не реагирует, свое поведение никак не объясняет. У него есть друзья, из положительных семей, но тянет общаться с неблагополучных подростками. У нас не бедная семья с доходом выше среднего, у ребенка есть свой компьютер, игровая приставка и все возможности для хорошей жизни. К нему одно требование, поведение и учеба, которые он не выполняет, естественно игр и интернета лишаем и ставим условие, что при положительных оценках и поведении вернем, но ему не интересно.

Автор вопроса: Андрей Возраст: 33

На вопрос отвечает психолог Голодова Альмира Миралиевна.

Здравствуйте, Андрей! В этом возрасте подросток пытается самоутвердиться, занять свою нишу, показать свою самостоятельность. Ему сейчас крайне важно мнение группы, которой он доверяет. Но к мнению родителей, при условии, что доверие не потеряно, подросток прислушивается.

Хорошо, что Вы контролируете ребенка, знаете, с кем он общается, дружит. Это имеет значение.

Воспитывать пытались и кнутом, и пряником, ничего не помогает. Чего бы Вы ни лишали своего ребенка — он находит способы вернуть: лишили телефона — украл у родителей деньги на телефон (этот «звоночек» может обозначать «со мной так нельзя поступать» или «я верну то, что мне необходимо»), лишили интернета — пошел к «неблагополучным», где, скорее всего, найдет то, что ищет.

Андрей, найдите средство, находящееся между «кнутом и пряником». Радикальные меры с подростками не действуют. Они подталкивают ребенка к действиям наоборот, «назло».

Положительное воспитание в детстве никуда у подростка не девается, оно трансформируется, видоизменяется. Ребенок начинает видеть мир «взрослым» взглядом. Естественно, он пробует «взрослые» словечки, наблюдает, как взрослые отреагируют на то или иное действие. Но при этом он еще ребенок. Для них нормы и правила общества отодвигаются. Они начинают жить по своим. К сожалению, не всегда приемлемым.

Как давно Вы разговаривали с сыном «по душам»: интересовались, что он чувствует, чего ему хочется, что с ним происходит, чем его привлекают «неблагополучные» мальчишки и т.п.

Когда на сына жалуется учитель, Вы разбираетесь или сразу «принимаете меры»? Обсудите, как сын видит ситуацию, что он сделал правильно, а что нет, чего хочет добиться. Может, таким образом, он что-то доказывает своим одноклассникам, может себе, может Вам. Объясните, что учитель тоже человек, что он тоже может обидиться, злиться, радоваться.

Но может, ему просто хочется Вашего внимания к своей личности. Родительское внимание, поощрение никуда не девается, оно ВАЖНО! Оно чуть за референтной группой, но оно необходимо! Просто подросток этого не покажет.

По поводу поведения и учебы. Вы пишите, что в школе завал, поведение и успеваемость на нуле. При этом сын ходит на две секции каратэ и хип-хоп. Когда он успевает делать уроки? Если он не успевает, соответственно на вопросы учителя ему приходится отвечать дерзко, выкручиваться и т.д,.

Начните РАЗГОВАРИВАТЬ с сыном спокойно, без угроз, как со взрослым полноценным членом общества. Скажите, что Вы пытаетесь понять его, но Вам нужна помощь с его стороны. Объясняйте, что взросление — это не просто, но мы живем в обществе, с этим придется считаться.

Наблюдайте за своим сыном, выслушивайте его мнение на событие, но и высказывайте свою точку зрения на происходящее, опираясь на свой опыт.

Поинтересуйтесь, какую профессию он хотел бы приобрести, какие учебные предметы ему нравятся, зачем ему изучать остальные (например, для того, что в жизни мы сталкиваемся с этим, чтобы не тратить в будущем дополнительно время на восполнение пробелов «невыученных уроков»). Цель должна быть не только у Вас, но и у Вашего сына. И еще Ваши цели с целями Вашего сына могут не совпадать, поэтому нужно узнать его цели.

Выбирайте те поощрения, которые НЕОБХОДИМЫ Вашему сыну, которые он будет принимать.

Вопрос психологам

Спрашивает: Наталья

Категория вопроса: Дети

Мне 45 лет. Семья благополучная, достаток -ниже среднего. Деньги есть, на проживание хватает, но улучшить жилищные условия не можем. У меня двое детей:сыну -23, дочери- 21. С дочерью, считаю, что проблем нет. А со старшим сыном- проблемы всю жизнь. С детства он болен астмой, постоянно по больницам и санаториям. Выбивались из сил, я не работала, была все время с сыном, муж зарабатывал, чтобы купить лекарства, чтобы отправить на юг или к морю. Все время мальчика жалели, но не баловали. С 9 лет начал таскать деньги и сразу по крупному. Покупал игрушки дорогие, лимонад и шоколад, и угощал своих друзей. Таким образом он покупал у них авторитет и внимание. В старших классах стал совсем плохо учиться, тянулся к взрослым, гулял допоздна и врал.Сначала беседы с ним вели, учили на сказках, что врать нельзя. Потом стали наказывать серьезней, пытались бить(пару раз). Причину вранья называл:»Не хотел расстраивать». От воровства все время открещивался, пока не поймали за руку. Во время разговора раскаивался, даже плакал. Говорил, что сам не знает зачем это делал.Один раз бабушка видела, как он прятал деньги, украденные у отца. На вопрос «Зачем ты это сделал?» Ответ:»Назло отцу.» Потом вытащил пару раз деньги у своей родной тетки, утащил у бабушки 100 долларов. Все деньги перевели на карты, что б не было искушения. Каждый раз муж держится за карман и проверяет наличку. Невозможно все время жить в напряжении и ждать подвоха от него. Не могу сказать, что таскает каждый день или неделю, но периодически это происходит. Он работает (на последнем месте 1 месяц), работает неплохо. Но теперь мы узнали, что он и там таскает деньги по мелочи у своих, с кем работает. На работу устраивался и сам, и папа брал к себе. Куда попало работать идти не хочет, например в Макдональдс. Хочет, чтобы денег было много. Когда деньги появляются-почти сразу все спускает. Покупает дорогие шмотки,идет в клуб. Выпивает, когда не работает и много. Когда нет работы, просто тупеет от безделья, спит долго, ночами гуляет. Учится на вечернем отделении, занятия посещает редко. Уже два раза отчисляли. Просим помочь решить вопрос с жильем, вместе заработать и купить квартиру, хотя бы в кредит, чтобы он или дочь смогли жить отдельно. Но зачем? Ведь можно спустить все на себя. Что делать- ума не приложу. Не обращались к психологам -не хотели выносить сор из избы. Просто стыдно. Боюсь, что у он и у друзей наших таскал, когда они бывают у нас в гостях, просто никто не говорил. А сам ведь не признается. В принципе не плохой и умный парень, но тянется к плохому. Понимаю, что где-то упустили, но как исправить — не знаю. Пытаемся все время разговаривать и личным примером доказывать.

Ссылка на основную публикацию